Трение скольжения по льду и снегу

Трение скольжения по льду и снегу

Видно, что при скоростях приблизительно 5 мсек коэффициент трения падает до величины р, я» 0,02-т-0,04. Это снижение коэффициента трения обусловливается пленкой воды, образованной в локальных областях контакта фрикционным нагреванием. Присутствие тонкой пленки воды демонстрировалось непосредственно нами и Хуциока (Нигюка) (1958 г.). Коэффициент трения более высок для материалов с хорошей теплопроводимостью из-за увеличивающейся трудности образования пленки воды, но даже для саней из алюминия, скользящих по льду при -10° С, коэффициент трения очень мал7(с. 0,04), когда скорость скольжения равна 5-10 мсек.

Представляет интерес поведение алюминиевой лыжи, когда скорость уменьшается.

Первоначальная величина статического коэффициента трения по льду при -10° С равняется 0,4, при он падает до »0,04. Если теперь скорость скольжения уменьшали, то имелось внезапное увеличение трения.

Поверхности слипаются вместе, и адгезия становилась настолько большой, что разрушалось измеряющее устройство.

Пленка воды, образованная при скольжении, очевидно, замерзает, когда снижается скорость, и поверхности слипаются вместе. Исследование поверхности скольжения показало, что очень небольшие тонкие локанизованные частички льда присутствовали на ней. Такое поведение наблюдалось с многими поверхностями, включая полимеры, которые смачивались водой, но оно не имеет место с ПТФЭ, который сильно гидрофобный.

Коэффициент трения сохраняется низким, а скольжение — плавным при всех скоростях х. Дальнейшее доказательство в подтверждение той точки зрения, что фрикционное нагревание может образовывать локальное плавление поверхности и поэтому давать низкую величину кинетического коэффициента трения, получено (Боуденом и Хучисоном, 1939 г.) при измерениях силы трения твердых тел, скользящих по. бензофенолу (температура плавления 49° С) и динитробензину (температура плавления 89° С).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *