Трение качения

Первый — наклеп металла, который увеличивает давление металла и может препятствовать пластическому течению, второй — постоянное увеличение ширины дорожки, третий — слабое увеличение радиуса кривизны дорожки. Для многих исследуемых материалов равновесная дорожка имеет радиус кривизны на 8-10% больше, чем радиус шарика. Когда эта стадия достигается, шарик деформирует дорожку упруго и образует эллиптический контакт точно внутри ширины дорожки, при чем среднее давление в пределах контактной площади находится точно в пределах упругости металлов.

Это показывается некоторыми непосредственными экспериментами, в которых равновесная дорожка слабо покрывается сажей, а пленка сажи обрабатывается углеводородным растворителем для того, чтобы обеспечить высококачественную связанную структуру. Затем шарик осторожно помещается в дорожку при такой нагрузке, как нагрузка, исследуемая в экспериментах качения.

Когда шарик снимается, то наблюдается четко очерченный эллиптический отпечаток, который точно заполняет ширину дорожки, причем его большая и малые оси относятся как 5 : 1. Это согласуется с эллипсом Герца, который можно ожидать для шарика, покоящегося на цилиндрической выемке, радиус кривизны которой на 10% больше.

Поэтому очевидно, что равновесное состояние соответствует состоянию, в котором деформация поверхностей является по существу упругой.

Это подтверждается экспериментами по качению очень твердых стальных поверхностей при малых нагрузках. При этих условиях постоянной дорожки не образуется, равновесное состояние достигается при первом проходе и сопротивление качению равно сопротивлению при всех следующих проходах.

Очевидно, здесь происходят только упругие деформации. Трение качения в равновесном состоянии по существу одинаково для тщательно дегазированных поверхностей или покрытых хорошей смазкой.

Типичные результаты откуда видно, что трение качения следует закону типа