Тюбинги

Тюбинги метростроя (они широко применялись в послевоенное время) получены путем изменения угла прострожки бортов у тюбингов, применяемых для крепления перегонных тоннелей. Это позволило приспособить тюбинговое кольцо диаметром 6 м для крепления стволов диаметром 5; 5,5; 6 и 6,5 м. Кольцо метростроевского типа состоит из 8-11 нормальных тюбингов Н, двух смежных С и одного замкового К. Разница между этими тюбингами следующая: у тюбингов Н вертикальные борта простроганы по радиусу ствола. У тюбинга С один борт простроган по радиусу ствола, а другой («косой») наклонен под углом 24° к нормали спинки.

Тюбинг К имеет длину по хорде 280 мм и обратный скос вертикальных бортов. Наличие тюбингов С и К облегчает сборку кольца.

Сначала монтируют тюбинги Н, затем С и последними К, которые благодаря наличию обратных скосов вставляют от стенок ствола. Все тюбинги имеют по 7 болтовых отверстий диаметром 36 мм в вертикальных и горизонтальных бортах, за исключением тюбинга К, У которого в горизонтальных бортах имеется по одному отверстию.

На конце бортов прострогана чеканочная канавка 6X32 мм для гидроизоляции свинцовым шнуром или расширяющимся цементом.

В спинке тюбинга — тампонажное отверстие диаметром 2″, которое закрывается тампонажной пробкой на резьбе.

Кольцо крепи шахтного типа состоит только из нормальных взаимозаменяемых тюбингов одинакового размера, тюбинги С и К отсутствуют. Конструкция тюбингов калийных рудников аналогична тюбингам шахтного типа и отличается от них оформлением бортов.

Вначале (Солигорский калийный комбинат № 1) на бортах делали прямоугольные бороздки и чеканочные канавки, затем (Солигорский калийный комбинат № 2) применяли тюбинги с гладкими бортами без чеканочных канавок и на последних стволах (Берез-никовские № 1 и № 2, Солигорский № 3 калийные комбинаты) применяли тюбинги, на горизонтальных бортах которых нанесено концентрическое рифление. Рифление горизонтальных бортов имеет целью уменьшить площадь соприкосновения тюбингов со свинцовой прокладкой и тем самым увеличить удельное давление.