Крепко вцепившись в поручень, я пытался прикинуть в уме расчеты. Сколько метров до порогов машинного зала? Около десятка.
Сколько часов понадобится Иртышу, чтобы подняться туда и залить зал? Ага, часов сорок.
За сорок часов много можно сделать!
Не ошибся ли? Может не сорок, а четыре? Пересчитал еще раз. Нет, сорок!
Ничего, за это время мы развернем такой аврал, что, если даже не поднимем щит, все равно от катастрофы спасемся. Автомашина влетела на эстакаду плотины.
В морозной ночи при свете лампочек бегали люди. Пар от воды висел плотной туманной завесой.
Причина аварии была непонятна, она выяснилась позднее: штанги, удерживающие щит, были сделаны заводом из хладноломкого металла. При натяжении, когда пытались поднять щит, от мороза они рассыпались, как стеклянные.
Тяжелый щит скользнул вниз и закрыл путь воде.
Я нагнулся вниз и посветил лампочкой: концы оборвавшихся штанг торчали над водой, левый конец поднимался всего лишь на полметра.
Пока он не скрылся под водой, нужно успеть чем-нибудь зацепить его. Как же это сделать?
Положение создавалось тревожное.
Нельзя терять ни минуты. Туман над рекой быстро сгущался, уже не было видно концов штанги на льду.
— Кому-то нужно слазить туда. — Бителев показал вниз.
— Наверное, тебе, Антон, — обратился он к бригадиру монтажников. — Я тоже так думаю, давайте веревки!
— ответил тот. Он обвязался веревкой, взял в руку конец троса и исчез в морозном тумане.
Обратно отважный бригадир взобрался по концам арматуры, торчавшим из вертикальной грани плотины.
Все это происходило ночью, в сорокаградусный мороз, на высоте примерно пятого этажа!
Наступило утро, день…
Мороз крепчал. Наконец подогнали краны, и такелажный мастер Миронов подал команду: — Вира помалу!
Осторожно натянулись канаты. Щит тронулся с места.
Открыли затвор, вода ринулась в отверстие — триста кубометров в секунду. Мощный водопад ударил в сухое дно Иртыша.