Острая нужда в воде

Острая нужда в воде

При большом шугоходе в канале происходило дальнейшее переохлаждение. Забивало и канал, и бассейн. Очистка деривации — дело трудное.

Однако зимние неприятности шугой не ограничивались.

Довольно часто расход воды в реке неожиданно начинал падать.

Это означало, что где-нибудь выше по руслу в местах скопления больших валунов в результате их обледенения образовывалась как бы плотина. Отсюда и снижение нагрузки потребителей: с 2080 кВт мощность станции снижалась иногда до 200 кВт. Мне помнятся два случая, когда ГЭС из-за не поступления воды, «садилась на нуль» и не могла обеспечить электроэнергией даже свои собственные нужды, так что приходилось переводить ее на питание от дизельной станции текстильного комбината.

Для изучения русла реки пришлось зимой организовать экспедицию. Наша группа из пяти человек на санях выехала к верховьям реки, где переночевала в селе и утром двинулась вниз по реке.

Мы отметили места заторов, чтобы летом вернуться туда для взрыва крупных валунов и тем самым исключить или во всяком случае сильно уменьшить в будущем образование заторов.

Шли на лыжах, но, к сожалению, слишком часто приходилось брать их на плечи. В таких местах мы с огорчением смотрели на недоступный противоположный берег, где был простор для лыжника.

К вечеру сильно устали, и, поднимаясь в расположенное недалеко от плотины село Джалаб, чтобы там переночевать, мы уже едва несли свои лыжи. ГЭС с городом была связана проселочными дорогами длиной 13-14 км. Правда, был проект сооружения 12-километровой шоссейной дороги — ответвления от магистрали Ленннакан — Ахалкалаки.

А что представлял собой транспорт станции? Летом — фургоны, зимой-сани, причем частые зимние метели закрывали дороги даже для саней.

Грузовой автомашины — ни одной.

Одна легковая машина, вот и все. Да еще к началу весны на скотном базаре приобрели шесть пар волов. Одной из важнейших задач был пуск к зиме 1932 г. агрегата № 3. А для этого надо было получить оборудование, организовать монтажные работы.

Особые трудности ожидались на монтаже трубопровода, последний участок которого длиною более 70 м почти вертикально спускался к зданию станции, сооруженному в узком ущелье.