Грузинские нравы

Грузинские нравы

Прежде чем он успел понять причину моего раннего появления, я сунул ему в руки сверток. Он тут же вернул его обратно, заявляя, что я нанесу ему смертельное оскорбление, если не приму этот подарок. В течение более 10 минут мы перебрасывали из рук в руки злополучный сверток — плод моей некорректности и неопытности.

Наконец почти слезно я умолил его забрать обратно эти вещи.

Как оказалось позже, кинжал Виссариона Алексеевича принадлежал одному из его предков. Говоря о Закавказье тех лет, нельзя не вспомнить и одного из выдающихся гидротехников И. А. Тер-Аствацатурова — автора проекта и строителя Севанского каскада ГЭС. Он часто бывал в Энергоцентре, выдвигая интересные и глубоко продуманные предложения о сооружении каскада ГЭС на р. Раздан, вытекающей из высокогорного озера Севан, расположенного выше 2000 м над уровнем моря.

Тер-Аствацатуров настолько настойчиво и упорно проводил во всех инстанциях идею строительства каскада, что мы увлекались и ею и ее исключительно умным и образованным автором.

Надо сказать, что и Глеб Максимилианович очень любил и всячески поддерживал этих двух выдающихся гидроэнергетиков Закавказья. Работа по разработке пятилетки развернулась во всех районных управлениях, и мне приходилось часто выезжать на места.

Это дало возможность ознакомиться с основными энергосистемами страны и завести личные знакомства с большим количеством местных работников, часть из которых здравствует до сих пор. В большинстве республик и экономических районов проводились конференции по размещению производительных сил, в работе которых принимали участие партийные, комсомольские и хозяйственные работники, инженеры и ученые.

Активизировался и яснее определился характер участия в работах по пятилетке центральных энергетических научно-исследовательских институтов. Особенно активную роль играл научно-исследовательский институт энергетики и электрификации, возглавляемый в то время Б. Г Кузнецовым.