Использование самолетов в строительстве

Использование самолетов в строительстве

Первой областью применения авиации в строительных работах на территории РФ было использование самолётов для проведения аэрофотосъёмки при строительстве железных дорог с 1936 года.

В 1936 году была организована «Аэрофотосъёмочная экспедиция» при Байкало-амурской магистрали (БАМ), которая провела аэрофотосъёмку местности перед проведением проектных и строительных работ. В 1938 году работа авиаотрядов при прокладке железнодорожных путей была интенсифицирована, в круг задач была добавлена задача перевозки людей и грузов. В условиях полного отсутствия дорог только авиация позволяла перебрасывать группы строителей с необходимым им оборудованием.
Во время Великой Отечественной войны авиация использовалась для доставки строительных материалов на критически важные участки строительства (вплоть до доставки самолетами рельсов, шпал и цемента). Разумеется, такие действия были оправданны лишь чрезвычайной обстановкой и после войны подобные перевозки практически прекратились.

С появлением вертолётов самолеты практически утратили свою роль в строительстве. Сейчас самолеты используются для доставки чрезмерно тяжелых для вертолётов грузов, либо для доставки на большие расстояния, превосходящие дальность экономически обоснованного использования вертолёта.
При доставке промышленного оборудования или грузов, необходимых на строительных объектах, особенно на дальних дистанциях экономически выгоднее использовать самолет, так как он может взять большее количество груза. В некоторых случаях, когда требуется транспортировка крупногабаритного или тяжелого груза, то альтернативы большегрузным транспортным самолётам нет.

Например, АН-124 в состоянии перевезти груз массой 120 тонн. При этом срок перевозки сокращается до суток до любой точки РФ, а вес в 120 тонн позволяет отправлять оборудование в полусобранном виде, что снижает затраты времени и финансов на финальный монтаж в рамках стройплощадки. Данный самолёт, несмотря на размеры, в состоянии садиться и взлетать с грунтовых взлетно-посадочных полос, что увеличивает его радиус применения в условиях отсутствия инфраструктуры.